Смысл, роль, вклад, результат, цели и задачи маркетинга в компании
Смысл маркетинга - поиск и использование рыночных возможностей для достижения целей бизнеса компании, например, роста продаж и прибыли, повышение экономической эффективности бизнеса.
Роль маркетинга в бизнесе компании многообразна: маркетинг формирует ассортиментное предложение, отвечающее потребительскому спросу, обеспечивает до-продажный и после-продажный сервис продавца, дистрибутора, розничной сети, продвигает бренды, которые делают бизнес компании экономически эффективным, конкурентоспособным и устойчивым к макроэкономическим факторам. Маркетингом в компании занимаются не только сотрудники отдела маркетинга, но многое из перечисленного делает именно маркетинг и только маркетинг, либо не делает никто.
Вклад маркетинга проявляется в результатах роста продаж и прибыли, а также экономической эффективности действий, обусловленных рыночными возможностями. Чтобы отделить вклад маркетинга от вклада подразделений продаж и производственных подразделений, неминуемо придется выстроить и узаконить в компании управленческую модель, устанавливающую однозначную измеряемую связь между действиями и результатами. Например, микроэкономическую модель VPM(c) - см. вопросы по теме VPM
Результат маркетинга проявляется в виде прироста продаж и прибыли компании, повышении экономической эффективности и конкурентоспособности бизнеса. В частности, матрица ассортимента управляет потенциалом продаж, стимулирующие акции расширяют каналы сбыта и ускоряют рост продаж брендов, лояльные к брендам потребители обеспечивают высокую долю продаж в каналах сбыта а также возможности по торговой наценке.
Задачи маркетинга компании, исходя из целей и смысла деятельности, таковы:
Исследования рынка – поставка достоверной и объективной информации о рынках для принятия верных решений
Разработка стратегии и планирование маркетинговых действий – выстраивание потока действий в целенаправленную и экономическую обоснованную последовательность программ действий.
Ассортиментно-ценовая политика компании – формирование экономически обоснованного предложения матрицы продуктов с максимальным потенциалом потребительского спроса в сегментах.
Управление брендами – создание и продвижение брендов, достижение высоких темпов роста их лояльной покупательской аудитории, обеспечивающей экономически выгодные повторные, нестимулируемые извне покупки, конкурентоспособность и устойчивость бизнеса, возможности повышения маржинальности коммерческой деятельности.
Развитие продуктов и упаковки – создание новых и улучшение старых продуктов и упаковки, максимально отвечающим потребительским преподчтениям.
Торговый маркетинг – допродажный и послепродажный сервис продавца, дистрибутора, розничной сети, стимулирование первых покупок конечных покупателей.
Современные технологии и методы поиска полезной информации позволят делать много быстрых движений и казалось бы в нужном направлении – нахождении иголки в стоге сена. Но так ли адекватны эти способы задаче, и насколько до конца они ее решают? Попробуем разобраться в этом с точки зрения логики и здравого пользовательского смысла:
Способ первый – «погуглить» - стал привычным благодаря поисковым машинам для миллиардов людей по всему миру. Суть способа в том, что из большого стога сена с миллиардами травинок по признакам похожести слов и их сочетаний выделяется стог поменьше, эдак тысяч 60-100, с которым дальше пользователь работает вручную. В реальности пользователь смотрит не более десятка, после чего методом тыка подбирает новую формулировку. Чем точнее формулировка, тем меньше стог, в котором предположительно находится иголка. Но что это за формулировка – самого вопроса или ответа на вопрос – робот не определяет, поэтому в пределе возможностей поисковых роботов видит в первых строчках не ответ на вопрос, который он не знает, а сам вопрос. То есть поисковики ищут не ответы, а вопросы, это с их точки зрения и есть «иголка».
Из вышесказанного вытекает второй способ поиска полезной информации – FAQ, ответы на часто задаваемые вопросы. Этот подход предполагает, что ответ-иголка находится где-то рядом с вопросом-иголкой и, докопавшись до нужного вопроса с помощью поисковика, можно с большей вероятностью встретить искомый ответ. Но всегда ли пользователь способен сформулировать вопрос так, чтобы он указывал на нужный ответ - увы далеко не всегда.
Третий способ поиска, который отчасти решает проблему, можно назвать архаичным, поскольку он известен со времен Александрийской библиотеки. Это – каталоги, в которых вопросы и ответы классифицированы по тематическим рубрикам согласно некоторой логике, предположительно одинаковой для составителей и пользователей. Однако на практике очень часто именно это «предположение» оказывается неверным. Можно понять логику человека, который поместил холодильник в рубрику «Крупная белая техника», но можно понять и логику пользователя, который ищет его в рубрике «Кухонная техника» и… не находит!
Четвертый способ – находка для любителей ассоциативного поиска. Это тэги. В отличие от рубрикатора, выбор которого отсекает «лишние вопросы и ответы», тэги наоборот прибавляют в зону рассмотрения и окрашивают в определенные цвета стоги и подстоги. Говоря строгим языком теории обнаружения, в условиях неопределенности цели темы рубрик понижают вероятность false alarm - ложной тревоги, а тэги понижают вероятность target missing – пропуска цели. Другими словами, в массиве вопросов вы с большей вероятностью встречаете нужный ответ и не встречаете ненужных ответов. И все-таки вероятность не найти иголку в стоге сена остается высокой.
Пятый способ найти иголку в стоге сена – не кидать ее туда, а хранить в специально отведенном месте, т.е. сделать закладку на страницу или вообще сохранить на компьютере контент. Тогда в следующий раз, когда понадобится тот же ответ на тот же вопрос, поиск просто будет не нужен. Подвох в том, что понадобится он в следующий раз скорей всего другому человеку. Как же передать ему эту важную информацию, которая сэкономит его время и разгрузит трафик поисковых машин? Да очень просто: уже хорошо знакомой кнопкой share (поделиться) через социальные сети. Помните? Ничто не стоим нам так дешево, и ничто не ценится так дорого, как внимание.
Если вы дочитали статью до конца, вы догадались, что сервис поддержкиинструментов для бизнеса EXASORY от СТРУКТУРА ВОДЫ построен ровно на этих принципах. Несмотря на очень простой дизайн (а это сделано нарочно, чтобы оформление не отвлекало внимание от содержания) сервис ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ является существенным шагом вперед, реальной инновацией в мире взаимоотношений человека и интернета. Сейчас сервис находится в стадии бета-тестирования, поэтому я был бы очень признателен за замечания и комментарии по его работе и полезности.
Андрей Алексеев, руководитель компании Структура Воды, эффективный действенный маркетинг. 15 апреля 2012.
Статьи по теме 'internet_innovations'
• Почем мракобесие или потребительская ценность желтой прессы
Современные технологии и методы поиска полезной информации позволят делать много быстрых движений и казалось бы в нужном направлении – нахождении иголки в стоге сена. Но так ли адекватны эти способы задаче, и насколько до конца они ее решают? Попробуем разобраться в этом с точки зрения логики и здравого пользовательского смысла:
Способ первый – «погуглить» - стал привычным благодаря поисковым машинам для миллиардов людей по всему миру. Суть способа в том, что из большого стога сена с миллиардами травинок по признакам похожести слов и их сочетаний выделяется стог поменьше, эдак тысяч 60-100, с которым дальше пользователь работает вручную. В реальности пользователь смотрит не более десятка, после чего методом тыка подбирает новую формулировку. Чем точнее формулировка, тем меньше стог, в котором предположительно находится иголка. Но что это за формулировка – самого вопроса или ответа на вопрос – робот не определяет, поэтому в пределе возможностей поисковых роботов видит в первых строчках не ответ на вопрос, который он не знает, а сам вопрос. То есть поисковики ищут не ответы, а вопросы, это с их точки зрения и есть «иголка».
Из вышесказанного вытекает второй способ поиска полезной информации – FAQ, ответы на часто задаваемые вопросы. Этот подход предполагает, что ответ-иголка находится где-то рядом с вопросом-иголкой и, докопавшись до нужного вопроса с помощью поисковика, можно с большей вероятностью встретить искомый ответ. Но всегда ли пользователь способен сформулировать вопрос так, чтобы он указывал на нужный ответ - увы далеко не всегда.
Третий способ поиска, который отчасти решает проблему, можно назвать архаичным, поскольку он известен со времен Александрийской библиотеки. Это – каталоги, в которых вопросы и ответы классифицированы по тематическим рубрикам согласно некоторой логике, предположительно одинаковой для составителей и пользователей. Однако на практике очень часто именно это «предположение» оказывается неверным. Можно понять логику человека, который поместил холодильник в рубрику «Крупная белая техника», но можно понять и логику пользователя, который ищет его в рубрике «Кухонная техника» и… не находит!
Четвертый способ – находка для любителей ассоциативного поиска. Это тэги. В отличие от рубрикатора, выбор которого отсекает «лишние вопросы и ответы», тэги наоборот прибавляют в зону рассмотрения и окрашивают в определенные цвета стоги и подстоги. Говоря строгим языком теории обнаружения, в условиях неопределенности цели темы рубрик понижают вероятность false alarm - ложной тревоги, а тэги понижают вероятность target missing – пропуска цели. Другими словами, в массиве вопросов вы с большей вероятностью встречаете нужный ответ и не встречаете ненужных ответов. И все-таки вероятность не найти иголку в стоге сена остается высокой.
Пятый способ найти иголку в стоге сена – не кидать ее туда, а хранить в специально отведенном месте, т.е. сделать закладку на страницу или вообще сохранить на компьютере контент. Тогда в следующий раз, когда понадобится тот же ответ на тот же вопрос, поиск просто будет не нужен. Подвох в том, что понадобится он в следующий раз скорей всего другому человеку. Как же передать ему эту важную информацию, которая сэкономит его время и разгрузит трафик поисковых машин? Да очень просто: уже хорошо знакомой кнопкой share (поделиться) через социальные сети. Помните? Ничто не стоим нам так дешево, и ничто не ценится так дорого, как внимание.
Если вы дочитали статью до конца, вы догадались, что сервис поддержкиинструментов для бизнеса EXASORY от СТРУКТУРА ВОДЫ построен ровно на этих принципах. Несмотря на очень простой дизайн (а это сделано нарочно, чтобы оформление не отвлекало внимание от содержания) сервис ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ является существенным шагом вперед, реальной инновацией в мире взаимоотношений человека и интернета. Сейчас сервис находится в стадии бета-тестирования, поэтому я был бы очень признателен за замечания и комментарии по его работе и полезности.
Андрей Алексеев, руководитель компании Структура Воды, эффективный действенный маркетинг. 15 апреля 2012.
Статьи по теме 'internet_innovations'
• Почем мракобесие или потребительская ценность желтой прессы