Социальный маркетинг, реклама благотворительности и маркетинг попрошаек
Понятие социального маркетинга ввел основатель маркетинга Филипп Котлер. Он обозначил им область применения инструментов маркетинга в социальных целях, и даже написал книгу «Маркетинг музеев». Социальный маркетинг использует полный спектр marketing mix, различаются лишь цели. В частности, социальный маркетинг может иметь целью не только увеличение аудитории, но и уменьшение аудитории, например, когда нужно разгрузить природный парк от пикового наплыва людей. Целями социального маркетинга могут быть
Измеряемыми показателями социального маркетинга являются охват целевой аудитории, отклик на сообщения, изменения в отношениях людей к ценностям, фактическое участие в проектах, объем собранных денег.
Извращенной версией социального маркетинга является маркетинг попрошаек. В случае маркетинга попрошаек деньги достаются не тем, кому они нужнее, а тем, кто лучше просит. Поэтому маркетинг попрошаек не имеет ничего общего с социальной справедливостью.
Также не является социальным маркетингом реклама брендов, указывающих на свою благотворительную деятельность, например Макдональдс, рекламирующий свои отчисления от продаж каждого гамбургера на благотворительный цели. В этом случае целью маркетинга является не благотворительность как таковая, а повышение доверия к бренду и продаж за счет уже существующих морально-этических норм общества. В этом его сходство с маркетингом попрошаек.
Social Media Marketing, маркетинг в социальных сетях, несмотря на похожее название, не является социальным маркетингом, он может быть лишь одним из его инструментов, если цели маркетинга - социальные.