В последние два десятилетия в западных странах приобрела популярность концепция управления маркетингом "интегрированный маркетинг". В этой концепции маркетинг является не обособленным подразделением компании, а в различных формах присутствует в действиях каждого подразделения, интегрирован в них. Это проявляется:
В повседневных действиях менеджеров продаж в части допродажного сервиса клиента, презентации продуктов и брендов
В действиях менеджеров торгового маркетинга в части послепродажного сервиса клиента, проведения промо-мероприятий в каналах сбыта
В разработках новых продуктов и упаковки силами производственных подразделений -
В работе аналитических финансовых служб - построение моделей, проведение исследований, расчет эффективности и возврата инвестиций в маркетинг
В работе служб персонала - формирование лояльности к бизнесу, продуктам и брендам, командного духа, нацеленности на рост
Преимущества интегрированного маркетинга в том, что персонал компании вовлекается в маркетинг, действует осознанно и целенаправленно, более полно понимает суть бизнеса и своих задач. Сотрудники проявляют маркетинговую инициативу и имеют возможность ее реализовать, нередко возникает эффект бабочки (butterfly effect), когда какое-то незначительное действие приводит к серьезным победам в будущем.
Основным инструментом управления маркетингом при интегрированном маркетинге являются маркетинговые коммуникации - обучение, убеждение, вовлечение. Тогда как административные функции остаются в соответствующем подразделении и лишь помогают маркетингу интегрироваться.
В России интегрированный маркетинг встречается редко. Связано это с обычаями управления бизнесом, в которых подразделения строятся по вертикальному принципу персонального подчинения в строгих рамках функциональных обязанностей и ограниченных зон ответственности. Распространена практика, когда подразделения готовы "спихнуть" на маркетинг даже свои прямые обязанности по принципу "у нас есть отдел маркетинга - пусть он этим и занимается". В случае интегрированного маркетинга такая возможность принципиально отсутствует, и подразделения вынуждены брать себя необходимые маркетинговые действия.
Современные технологии и методы поиска полезной информации позволят делать много быстрых движений и казалось бы в нужном направлении – нахождении иголки в стоге сена. Но так ли адекватны эти способы задаче, и насколько до конца они ее решают? Попробуем разобраться в этом с точки зрения логики и здравого пользовательского смысла:
Способ первый – «погуглить» - стал привычным благодаря поисковым машинам для миллиардов людей по всему миру. Суть способа в том, что из большого стога сена с миллиардами травинок по признакам похожести слов и их сочетаний выделяется стог поменьше, эдак тысяч 60-100, с которым дальше пользователь работает вручную. В реальности пользователь смотрит не более десятка, после чего методом тыка подбирает новую формулировку. Чем точнее формулировка, тем меньше стог, в котором предположительно находится иголка. Но что это за формулировка – самого вопроса или ответа на вопрос – робот не определяет, поэтому в пределе возможностей поисковых роботов видит в первых строчках не ответ на вопрос, который он не знает, а сам вопрос. То есть поисковики ищут не ответы, а вопросы, это с их точки зрения и есть «иголка».
Из вышесказанного вытекает второй способ поиска полезной информации – FAQ, ответы на часто задаваемые вопросы. Этот подход предполагает, что ответ-иголка находится где-то рядом с вопросом-иголкой и, докопавшись до нужного вопроса с помощью поисковика, можно с большей вероятностью встретить искомый ответ. Но всегда ли пользователь способен сформулировать вопрос так, чтобы он указывал на нужный ответ - увы далеко не всегда.
Третий способ поиска, который отчасти решает проблему, можно назвать архаичным, поскольку он известен со времен Александрийской библиотеки. Это – каталоги, в которых вопросы и ответы классифицированы по тематическим рубрикам согласно некоторой логике, предположительно одинаковой для составителей и пользователей. Однако на практике очень часто именно это «предположение» оказывается неверным. Можно понять логику человека, который поместил холодильник в рубрику «Крупная белая техника», но можно понять и логику пользователя, который ищет его в рубрике «Кухонная техника» и… не находит!
Четвертый способ – находка для любителей ассоциативного поиска. Это тэги. В отличие от рубрикатора, выбор которого отсекает «лишние вопросы и ответы», тэги наоборот прибавляют в зону рассмотрения и окрашивают в определенные цвета стоги и подстоги. Говоря строгим языком теории обнаружения, в условиях неопределенности цели темы рубрик понижают вероятность false alarm - ложной тревоги, а тэги понижают вероятность target missing – пропуска цели. Другими словами, в массиве вопросов вы с большей вероятностью встречаете нужный ответ и не встречаете ненужных ответов. И все-таки вероятность не найти иголку в стоге сена остается высокой.
Пятый способ найти иголку в стоге сена – не кидать ее туда, а хранить в специально отведенном месте, т.е. сделать закладку на страницу или вообще сохранить на компьютере контент. Тогда в следующий раз, когда понадобится тот же ответ на тот же вопрос, поиск просто будет не нужен. Подвох в том, что понадобится он в следующий раз скорей всего другому человеку. Как же передать ему эту важную информацию, которая сэкономит его время и разгрузит трафик поисковых машин? Да очень просто: уже хорошо знакомой кнопкой share (поделиться) через социальные сети. Помните? Ничто не стоим нам так дешево, и ничто не ценится так дорого, как внимание.
Если вы дочитали статью до конца, вы догадались, что сервис поддержкиинструментов для бизнеса EXASORY от СТРУКТУРА ВОДЫ построен ровно на этих принципах. Несмотря на очень простой дизайн (а это сделано нарочно, чтобы оформление не отвлекало внимание от содержания) сервис ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ является существенным шагом вперед, реальной инновацией в мире взаимоотношений человека и интернета. Сейчас сервис находится в стадии бета-тестирования, поэтому я был бы очень признателен за замечания и комментарии по его работе и полезности.
Андрей Алексеев, руководитель компании Структура Воды, эффективный действенный маркетинг. 15 апреля 2012.
Статьи по теме 'internet_innovations'
• Почем мракобесие или потребительская ценность желтой прессы
Современные технологии и методы поиска полезной информации позволят делать много быстрых движений и казалось бы в нужном направлении – нахождении иголки в стоге сена. Но так ли адекватны эти способы задаче, и насколько до конца они ее решают? Попробуем разобраться в этом с точки зрения логики и здравого пользовательского смысла:
Способ первый – «погуглить» - стал привычным благодаря поисковым машинам для миллиардов людей по всему миру. Суть способа в том, что из большого стога сена с миллиардами травинок по признакам похожести слов и их сочетаний выделяется стог поменьше, эдак тысяч 60-100, с которым дальше пользователь работает вручную. В реальности пользователь смотрит не более десятка, после чего методом тыка подбирает новую формулировку. Чем точнее формулировка, тем меньше стог, в котором предположительно находится иголка. Но что это за формулировка – самого вопроса или ответа на вопрос – робот не определяет, поэтому в пределе возможностей поисковых роботов видит в первых строчках не ответ на вопрос, который он не знает, а сам вопрос. То есть поисковики ищут не ответы, а вопросы, это с их точки зрения и есть «иголка».
Из вышесказанного вытекает второй способ поиска полезной информации – FAQ, ответы на часто задаваемые вопросы. Этот подход предполагает, что ответ-иголка находится где-то рядом с вопросом-иголкой и, докопавшись до нужного вопроса с помощью поисковика, можно с большей вероятностью встретить искомый ответ. Но всегда ли пользователь способен сформулировать вопрос так, чтобы он указывал на нужный ответ - увы далеко не всегда.
Третий способ поиска, который отчасти решает проблему, можно назвать архаичным, поскольку он известен со времен Александрийской библиотеки. Это – каталоги, в которых вопросы и ответы классифицированы по тематическим рубрикам согласно некоторой логике, предположительно одинаковой для составителей и пользователей. Однако на практике очень часто именно это «предположение» оказывается неверным. Можно понять логику человека, который поместил холодильник в рубрику «Крупная белая техника», но можно понять и логику пользователя, который ищет его в рубрике «Кухонная техника» и… не находит!
Четвертый способ – находка для любителей ассоциативного поиска. Это тэги. В отличие от рубрикатора, выбор которого отсекает «лишние вопросы и ответы», тэги наоборот прибавляют в зону рассмотрения и окрашивают в определенные цвета стоги и подстоги. Говоря строгим языком теории обнаружения, в условиях неопределенности цели темы рубрик понижают вероятность false alarm - ложной тревоги, а тэги понижают вероятность target missing – пропуска цели. Другими словами, в массиве вопросов вы с большей вероятностью встречаете нужный ответ и не встречаете ненужных ответов. И все-таки вероятность не найти иголку в стоге сена остается высокой.
Пятый способ найти иголку в стоге сена – не кидать ее туда, а хранить в специально отведенном месте, т.е. сделать закладку на страницу или вообще сохранить на компьютере контент. Тогда в следующий раз, когда понадобится тот же ответ на тот же вопрос, поиск просто будет не нужен. Подвох в том, что понадобится он в следующий раз скорей всего другому человеку. Как же передать ему эту важную информацию, которая сэкономит его время и разгрузит трафик поисковых машин? Да очень просто: уже хорошо знакомой кнопкой share (поделиться) через социальные сети. Помните? Ничто не стоим нам так дешево, и ничто не ценится так дорого, как внимание.
Если вы дочитали статью до конца, вы догадались, что сервис поддержкиинструментов для бизнеса EXASORY от СТРУКТУРА ВОДЫ построен ровно на этих принципах. Несмотря на очень простой дизайн (а это сделано нарочно, чтобы оформление не отвлекало внимание от содержания) сервис ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ является существенным шагом вперед, реальной инновацией в мире взаимоотношений человека и интернета. Сейчас сервис находится в стадии бета-тестирования, поэтому я был бы очень признателен за замечания и комментарии по его работе и полезности.
Андрей Алексеев, руководитель компании Структура Воды, эффективный действенный маркетинг. 15 апреля 2012.
Статьи по теме 'internet_innovations'
• Почем мракобесие или потребительская ценность желтой прессы