Зональная модель бренда: зона покупки, зона потребления, зона коммуникации, зона сервиса
Зональная модель бренда - одна из современных маркетинговых методик, которая определяет роль факторов построения бренда в контексте ситуации, в которой находится потребитель. Различаются несколько типов ситуаций, в которых потребитель сталкивается с брендом:
Зона покупки - ситуация когда потребитель находится в магазине, совершает покупку
Зона потребления - ситуация когда потребитель употребляет, использует или эксплуатирует купленный продукт
Зона коммуникации - ситуация когда потребитель узнает о продукте из рекламы или активно обменивается информацией с другими потребителями
Зона сервиса - ситуация, когда потребитель восстанавливает утраченные работоспособные характеристики, сталкивается с заменой или ремонтом (для товаров длительного пользования).
Согласно зональной модели, каждая из ситуаций диктует разные стереотипы поведения потребителей, которые определяют в конечном итоге отношение к бренду. Зона покупки определяет выбор и переключения, в ней потребитель в максимальной мере подвержен стимулирующим воздействиям торгового маркетинга (Vm, P1). В зоне потребления рождается согласие с преимуществами продукта и позитивная оценка качества и его соответствия цене (P2). В зоне коммуникации отношение к бренду достраивается в части доверия, репутации, эмоциональной окраски и релевантности к ценностям потребителей. В зоне сервиса происходит проверка бренда на надежность и обеспеченную гарантию производителя (P2).
Зональная модель бренда хорошо объясняет ряд синергетических эффектов, связанных с ситуациями, когда потребитель находится одновременно в зоне коммуникации, потребления и покупки. Так, «клубы чайной культуры», в которых потребителю устраивали шоу чайных церемоний, угощали чаем и затем продавали продукт с собой по запредельной цене, на выходе имели очень высокие показатели лояльности (response) и дальнейших рекомендаций от потребителя к потребителю (resonance). При повторных покупках того же продукта в магазинах, зоны не комбинировались, что приводило к быстрому затухания повторных покупок.
Другой пример комбинирования зон – использование турпоездок для продвижения продуктов и брендов. Посещая заводы и потребляя кофе L…zzo в Италии в ситуации предельной вовлеченности в коммуникацию (достопримечательность!), наши сограждане и после поездки продолжали покупать этот кофе по высокомаржинальной цене.