Стадии развития бизнеса и бренда: дебют, успех, лидерство, доминирование, монополия, религия
Бизнес характеризует устремленность к развитию вверх по принципу "дальше - больше (прибыли)". Это определяет несколько стадий развития бизнеса:
Дебют. Вывод новинки на рынок, первые шаги. Бизнес еще мал, потребительская аудитория бренда малочисленна, отношение к бренду - "чистый лист", и любые ошибки легко исправить. "Большие" соседи по рынку его не замечают.
Успех. Бизнес достиг долей 5-10% (в зависимости от плотности рынка), бренд входит в первую пятерку по объемам продаж и прибыли. Еще много возможностей для развития - более половины потребителей еще не познакомились с брендом, но уже сложился стереотип восприятия, позиционирование бренда в сознании многих потребителей. Что-то кардинально менять опасно. "Большие" игроки заметили успешный бренд и активно противодействуют его продвижению в дистрибуции и маркетинге.
Лидерство. Бизнес вышел на 1-2-ые места на рынке по обороту и прибыли, высокая доля рынка. Расцвет бренда - у него устойчивая и многочисленная аудитория лояльных потребителей, однако потенциал вновь прибывших стремительно тает - им почти неоткуда взяться на рынке. Будучи лидером рынка, бизнес активно влияет на расстановку сил игроков, лоббирует отраслевые законы, занимается паблисити.
Доминирование. Позиция на рынке не просто первая - ближайший конкурент минимум в 1,5 раза меньше по обороту и прибыли. Используя положение, задает правила игры на рынке, использует административные рычаги, выдавливает конкурентов с полок магазинов, с рынков. Бренд быстро "стареет", ему требуется освежение упаковки, ввод новых позиций ассортимента для поддержания интереса потребителей, в руководстве обсуждаются темы выхода на другие рынки и ребрендинг.
Монополия. Бизнес занимает подавляющую часть рынка 60-80%, наступают проблемы с антимонопольным законодательством. Потенциала для роста на рынке за счет конкурентов все меньше, и уже нет коммерческого смысла их выдавливать из ниш. Бренд поддерживается тотальной дистрибуцией и стимулирующими акциями, рекламный бюджет огромный, но рекламе не ставится задача по росту продаж - бренд официально объявлен инвесторами "дойной коровой".
Религия. Никто не ждет от старого бизнеса прорывов в будущем, главная цель - как можно дольше подержать его высокую, но падающую долю рынка. Потребитель активно переключается на новые предложения на рынке, из-за чего коммуникация бренда вынуждена апеллировать к консервативным ценностям. Кумиризация, идолизация и тотемизация - вот три слова, которые точно характеризуют поведение забронзовевшего бренда на этой стадии.
Хорошим "лекарством от старости" является дебют следующего бренда компании на стадии, когда основной бренд достиг лидирующих позиций. Ребрендинг, к сожалению, не дает хороших результатов в борьбе со старением бренда, напротив, часто ускоряет его исчезновение с рынка.
Вопросы-ответы по теме 'управление брендами'
• Количественные (quantitative) и качественные (qualitative) маркетинговые исследования
Одна из проблем торгового маркетинга и дизайна упаковки: когда на полке сотни SKU товаров, она напоминает пестрое лоскутное одеяло. Как бы вы ни старались сделать свою упаковку яркой, целостной и информативной, она всего лишь один пиксель в этом экране. Как решить эту непростую проблему - читайте дальше.
Кардинальное решение - выйти за пределы самой упаковки, сделать так, чтобы дизайн не ограничивался плоским рисунком на форме пачки, банки, а как бы вырвался за его пределы (см. картинку). Это позволит выделиться в пестрой толпе не за счет цветового решения, а за счет смыслового решения. Это даст явное преимущество в провокации покупки - до тех пор, пока конкуренты на станут вас повторять.
Принцип авоськи в метро
В советское время существовал забавный способ познакомиться в метро. В тесном вагоне находчивые дамочки, в руках которых были сетки-авоськи, зацеплялись сетками за пуговицы понравившихся мужичков. Чтобы отцепиться, нужно было вместе выйти из вагона на станцию, и тут-то дамочки шли в атаку... Так и провоцирующая упаковка должна уметь "зацепиться" за покупателя, заставить его протянуть руку - ведь куда тянется рука, туда идет и взгляд.
Вот над чем полезно задуматься дизайнерам упаковки и рекламных материалов.
P.S. Картинка взята из доклада Андрея Алексеева на Московском Международном Чайном Симпозиуме 7 февраля 2011 года.
Одна из проблем торгового маркетинга и дизайна упаковки: когда на полке сотни SKU товаров, она напоминает пестрое лоскутное одеяло. Как бы вы ни старались сделать свою упаковку яркой, целостной и информативной, она всего лишь один пиксель в этом экране. Как решить эту непростую проблему - читайте дальше.
Кардинальное решение - выйти за пределы самой упаковки, сделать так, чтобы дизайн не ограничивался плоским рисунком на форме пачки, банки, а как бы вырвался за его пределы (см. картинку). Это позволит выделиться в пестрой толпе не за счет цветового решения, а за счет смыслового решения. Это даст явное преимущество в провокации покупки - до тех пор, пока конкуренты на станут вас повторять.
Принцип авоськи в метро
В советское время существовал забавный способ познакомиться в метро. В тесном вагоне находчивые дамочки, в руках которых были сетки-авоськи, зацеплялись сетками за пуговицы понравившихся мужичков. Чтобы отцепиться, нужно было вместе выйти из вагона на станцию, и тут-то дамочки шли в атаку... Так и провоцирующая упаковка должна уметь "зацепиться" за покупателя, заставить его протянуть руку - ведь куда тянется рука, туда идет и взгляд.
Вот над чем полезно задуматься дизайнерам упаковки и рекламных материалов.
P.S. Картинка взята из доклада Андрея Алексеева на Московском Международном Чайном Симпозиуме 7 февраля 2011 года.